Специалисты НИИ гигиены, токсикологии, эпидемиологии, вирусологии и микробиологии РЦГЭиОЗ провели исследования и разработали метод управления профессиональным риском здоровью медработников организаций здравоохранения, оказывающих медпомощь в стационарных условиях в период эпидемического подъема заболеваемости респираторными инфекциями. Подробности рассказала ведущий научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных рисков здоровью данного НИИ, кандидат мед. наук Екатерина Гутич в рамках международной научно-практической конференции «Здоровье и окружающая среда».
Говоря о профессиональных рисках в сфере здравоохранения, специалисты в первую очередь выделяют биологический фактор (туберкулез, вирусные гепатиты и др.).
Другие факторы:
Екатерина Гутич:
В Беларуси за последние 10 лет более 95 % случаев профессиональных заболеваний среди медработников было связано с биологическим фактором.
— Существующая в республике система управления профессиональными рисками здоровью основана на оценке условий труда в рамках процедур аттестации рабочих мест и комплексной гигиенической оценки раз в 5 лет и не предусматривает их временного существенного изменения, — уточняет Екатерина Гутич. — Во время пандемии медработники оказались в совершенно других условиях труда, и система управления их профессиональными рисками давала сбои, что было видно по профессиональной заболеваемости. При оказании медпомощи в стационарных условиях в период эпидемического подъема заболеваемости респираторными инфекциями речь идет в первую очередь о риске инфицирования респираторными патогенами. Свое воздействие оказывают длительное использование СИЗ, длительный контакт с дезинфицирующими средствами и антисептиками, значительные физические, интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки.
Специалист приводит результаты зарубежных исследований.
Так, с длительным применением медицинской маски (респиратора) может быть связано развитие ряда кожных реакций — зуда, покраснения и/или мацерации в области лица, заушной области, а также субъективных признаков гипоксии — затрудненного дыхания, ощущения нехватки воздуха, головокружения, при этом продолжительность ношения маски более 4 часов в день и ее повторное использование повышают риск кожных реакций.
Защитные очки и лицевые щитки также могут стать причиной профессиональных дерматозов, особенно у лиц с повышенной чувствительностью и себорейным дерматитом и акне в анамнезе.
Использование защитных комбинезонов, покрывающих значительную часть тела полупроницаемыми и непроницаемыми материалами, препятствует нормальному теплообмену, что при длительном применении может приводить к тепловому стрессу, который проявляется тепловой сыпью, мышечными судорогами, обмороком и тепловым ударом. Проблема усугубляется в ситуациях, когда не обеспечены оптимальные микроклиматические условия на рабочем месте (летом, при отсутствии кондиционеров).
Установлено значительное увеличение частоты мытья рук, дезинфекции и использования крема для рук независимо от прямого контакта с пациентами с COVID-19.
Высокая распространенность симптомов, связанных с острым дерматитом рук (90,4 %), была обнаружена среди всех медработников.
Длительное использование латексных перчаток также может явиться причиной профессионального контактного дерматита и экземы.
— Результаты нашего исследования по субъективной оценке факторов профессионального риска для здоровья и психоэмоционального состояния медработников в изменившихся условиях труда в период пандемии COVID-19, проведенного на базе одного из перепрофилированных соматических стационаров Минска, показали, что при использовании медицинской маски/респиратора существенная часть респондентов чаще испытывала затрудненное дыхание, дискомфорт в области лица и/или заушной области; при использовании защитных очков — зуд, покраснение и/или мацерацию в области прилегания защитных очков к голове, головную боль, дискомфорт в области прилегания очков к голове; при использовании медицинских перчаток — зуд, шелушение кожи; при использовании защитного комбинезона — повышенное потоотделение, ощущение перегрева тела, жажду, учащенное сердцебиение, — сообщает Екатерина Гутич.
99 % респондентов отметили увеличение длительности контакта с антисептическими или дезинфицирующими средствами, из них 89,4 % связывали с этим появление ряда патологических симптомов: сухость и раздражение слизистой глаз — 21,3 %, раздражение верхних дыхательных путей (раздражение слизистой носа, першение в горле, сухой кашель) — 58,5 %, раздражение кожных покровов (покраснение, шелушение или зуд в области рук, лица) — 70,2 %.
Увеличение физической нагрузки при выполнении ежедневной работы в неблагоприятный эпидемиологический период отметили 83,2 % респондентов, из них 51,9 % связывали это с увеличением длительности нахождения в рабочей позе стоя в течение смены, 46,8 % — с увеличением количества грузов, перемещаемых вручную в течение смены, 41,8 % — с увеличением расстояния, преодолеваемого в течение смены, 29,1 % — с изменением рабочей позы (нахождение в неудобной позе с поворотом туловища, неудобным размещением конечностей, вынужденная рабочая поза и др.) и/или с увеличением количества наклонов корпуса в течение смены. 68,4 % респондентов испытывали боль в области поясницы, 40,5 % — слабость или боль в нижних конечностях, 36,7 % — слабость и боль в верхних конечностях и плечевом поясе, 26,6 % — боль в суставах.
15,2 % опрошенных не имели жалоб со стороны опорно-двигательного аппарата, связанных с увеличением физической нагрузки.
Екатерина Гутич приводит меры по управлению рисками, связанными с необходимостью длительного использования СИЗ, длительного контакта с дезинфицирующими средствами и антисептиками, увеличением нагрузки (см. табл. 1).
Отдельно Екатерина Гутич останавливается на рисках, связанных с инфицированием респираторными патогенами: 63,2 % и 51,6 % респондентов отметили, что длительность их ежедневного непосредственного и опосредованного контакта с пациентами увеличилась. 83,2 % болели COVID-19 с лабораторным подтверждением диагноза, из них у 20,3 % установлена связь заболевания с профессией. 42,9 % из тех респондентов, случаи заболевания которых не признаны профессиональными, считают, что заражение COVID-19 было связано с выполнением профессиональных обязанностей.
— Управление профессиональными рисками, связанными с инфицированием, предполагает меры как по полному устранению опасности (в идеале), так и по ее снижению (чаще всего). Для определения приоритетности мер на каждом конкретном рабочем месте необходимы оценка риска и учет иерархии мероприятий (см. табл. 2), это основано на общих принципах разработки системы профилактических мероприятий в гигиене труда, — поясняет Екатерина Гутич.
— Также следует помнить о распределении ответственности в выполнении мер профилактики между администрацией, работниками и пациентами. Кроме того, для успешного функционирования системы управления профессиональными рисками необходимо применение мер по раннему выявлению случаев инфицирования медработников респираторными патогенами (см. табл. 3).
— Мы предлагаем систему, которая отталкивается от активности эпидемического процесса. Более подробно представленный подход описан в разработанном нами методе управления профессиональным риском здоровью медработников организаций здравоохранения, оказывающих медпомощь в стационарных условиях в период эпидемического подъема заболеваемости респираторными инфекциями. Метод формализован в Инструкции по применению № 026-1124 «Метод управления профессиональным риском здоровью медицинских работников организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях в период эпидемического подъема заболеваемости респираторными инфекциями». Мы плотно работали с клиническими эпидемиологами и получили хорошие отзывы о данном инструменте. Отмечу: представленная система мероприятий предполагает их планирование в межэпидемический период.
Также специалист подробно остановилась на мерах по управлению профессиональным риском здоровью, связанным с инфицированием респираторными патогенами, в зависимости от уровня риска (см. табл. 4), и привела примеры правильного реагирования со стороны администрации, работников и пациентов медицинских учреждений.
Источник: Медицинский вестник